В бизнесе широко распространена крылатая фраза: покупателю не нужна дрель — ему нужны дырки в стене.
Мы можем продолжить эту мысль: покупателю не нужен стоматолог — ему нужны здоровые зубы.
А можно ещё и так: невесте не нужно красивое свадебное платье — ей нужна зависть и восхищение подруг.
К чему мы это говорим, а к тому, что платит покупатель во время сделки за одно, а получает совсем другое.
Опять сравним товар со школьными магнитами. Представим себе, что вы и я изготовили искусственные магниты.
И ваши, и мои затраты на производство магнитов оказались одинаковыми. Это значит, что мы можем обменять мой магнит на ваш магнит, ничего не доплачивая.
Представим себе, что у вашего магнита такое магнитное поле, которое лечит радикулит. Но у вас здоровая спина. Поэтому для вас ваш магнит имеет низкую полезность (ценность). Зато у меня обострение радикулита.
У моего магнита имеется такое магнитное поле, которое лечит мигрень. Но у меня нет мигрени. Поэтому для меня мой магнит имеет низкую полезность (ценность). Зато у вас обострение мигрени.
В чем же асимметричность нашей сделки?
Асимметричность коммерческой сделки состоит в том, что каждая сторона отдает (теряет) материю, а получает (приобретает) пользу в виде нового поля вероятности.
Во время нашей сделки для меня высокую ценность имеет вероятность избавления меня от радикулита магнитным полем вашего магнита, а для вас высокую ценность имеет вероятность избавления вас от мигрени магнитным полем моего магнита.
Поэтому каждый из нас приобретает во время сделки больше, чем отдает.
Повторение самого главного | Приложение к уроку 3 |